Право наследования собственности умерших членов семьи не идентично праву ею распоряжаться. Вступлению в права собственности необходимо юридически грамотное оформление наследства у нотариуса после смерти родственника-наследодателя в законодательно установленном порядке.

Этап 1. Получение документов, подтверждающих факт смерти наследодателя

Процедура начинается с получения свидетельства о смерти в районном отделении ЗАГС по месту проживания умершего. К заявлению прилагают паспорт покойного и медицинское заключение, констатирующее факт его смерти, свое удостоверение личности и документы, удостоверяющие наличие родственных отношений. Далее с полученного свидетельства о смерти снимается копия для предъявления нотариусу.

Этап 2 . Получение документов, подтверждающих место открытия наследства

Расположение места, в котором было открыто наследство, обычно подтверждается выпиской из ЕИРЦ или домовой книги паспортного стола по месту постоянного проживания наследодателя на момент смерти.

Этап 3. Подготовка документов, являющихся основанием для наследования

Характер документов, которые должен предъявить нотариальному бюро наследник для обоснования притязаний на имущество покойного родственника, определяется порядком распределения наследуемой собственности.

  1. Наследование по завещанию. Заверенное нотариально завещание является достаточным основанием для вступления упомянутых в нем лиц в права наследования.
  2. Если умерший не оставил завещания, его родственники могут использовать наследование по закону. В этом случае для определения очереди и доли в открытом наследстве все претенденты направляют на рассмотрение нотариусу документы, отображающие характер родственных отношений с наследодателем, как о:
    • брачное свидетельство;
    • свидетельство о рождении;
    • судебное решение об установлении родства и т. д.

Претенденты на получение обязательной доли должны заодно заручиться доказательствами своей нетрудоспособности.

Этап 4. Принятие наследства

В течение полугода со дня смерти наследодателя все вышеупомянутые документы направляют в госучреждение нотариальных услуг вместе с заявлением на оформление свидетельства о праве на открывшееся наследство. На основе принятых бумаг нотариус заводит дело, до истечения срока подачи заявок исследуя предоставленные материалы на предмет подлинности и соответствия законодательству.

Этап 5. Получение документов, подтверждающих права наследодателя на завещанное имущество, а также документов о месте нахождения, составе и оценке наследуемого имущества

При изучении дела нотариус обязан детально выяснить состав, местонахождение и стоимость наследуемой собственности, убедиться в правомочности притязаний и отсутствии у покойного непогашенных обязательств, а также рассчитать долю каждого наследника. К документальным подтверждениям прав собственности наследодателя прилагаются следующие бумаги:

  • для недвижимости — справка из БТИ, копия лицевого счета, план жилья и справка об отсутствии задолженности по квартплате;
  • для автомобиля — заключение экспертной оценки стоимости по состоянию на день смерти владельца;
  • для предприятий, акций, ценных бумаг и вкладов — реквизиты юрлица, выписка из реестра акционеров, сберкнижка и пр.;
  • для земельных наделов: паспорт БТИ, справка из налоговой службы, кадастровый план с указанной стоимостью.

Этап 6. Получение свидетельства о праве на наследство

Итогом рассмотрения наследственного дела в пользу заявителя станет получение актуального свидетельства о вступлении в права наследования, которое понадобится для регистрации имущества умершего на имя нового владельца.

Перейти в раздел Оформление у нотариуса и узнать подробнее.